Ни для кого не секрет, что человеческий фактор может нарушить работу любой системы, также как он может и помочь преодолеть возникающие проблемы в работе этой системы из-за возникающих отдельных ошибок, недоработок, огрешностей. Транспортная логистика, доставка товаров клиентам в данном случае не исключение, не смотря на то, что сейчас уже многое в цепочке доставки заказов потребителю работает при минимальном участии человека.
Дальше, со временем, систематика и автоматизация займут основную и главную роль в этом процессе, но человеческий фактор всегда останется тем необходимым фактором исключения, без которого любая система – не систематична.
Такое, почти философское, вступление я привожу не просто так, процесс заказа и доставки товара конечному получателю сегодня зачастую настроен уже таким образом, что участие человека в нем сводится лишь к трем процедурам – сбор заказа, управление процессом передвижения и передачи заказа, и контроль работы этой логистической цепи.
Если говорить буквально, то человек делает определенное необходимое количество «ручных» операций, остальные же процедуры серьезно автоматизированы. Какие это операции:
1. Контроль формирования заказа – оператор заказчика лишь контролирует (иногда корректирует) заказ, который далее автоматически отправляется поставщику.
2. Со стороны поставщика – контроль поступления заказа в систему и самая важная операция – формирование заказа на склад, сегодня часто эта процедура выполняется вручную, однако, в иных автоматизированных системах и этот процесс также налажен без участия человека.
3. После создания/формирования заказа, он поступает на уровень складской службы, где происходит его непосредственная сборка – этот этап в большинстве случаев выполняется с непосредственным участием человека, однако и для этого звена логистической цепи уже созданы и успешно внедрены автоматические системы (в зависимости от отрасли), в которых человек выполняет только функцию контролера.
4. Следующий этап – транспортировка заказа и передача его покупателю/заказчику. Это, возможно, самый ответственный момент – момент когда происходит передача материальных ценностей от поставщика клиенту и момент перехода ответственности за передаваемые ценности/товары. На этом этапе также во многих случаях возможна автоматизация, но, как я думаю, мы еще долго не сможем обходиться здесь без участия человека и даже при нарастании прогресса, человек всегда будет контролировать данный этап. В этот период – период передачи предметов коммерческих отношений – необходим самый тщательный контроль, ведь с передачей товара заказчику, у последнего автоматически появляются финансовые обязательства перед поставщиком.
Поэтому в процессе транспортировки и передачи заказа покупателю невероятная ответственность лежит на экспедиторе – человеке сопровождающем процесс передачи заказа покупателю. К сожалению не многие в полной мере оценивают важность и ответственность этого этапа логистики, не многие также понимают необходимость высокой профессиональной подготовки этого должностного лица.
В этой статье я бросаю «камешки» в огороды многих – в сторону образовательной системы страны – у нас нет элементарных курсов экспедиторов, а школьная подготовка оставляет желать лучшего, в огород работодателей – как правило, сегодня работа экспедитора недооценена – заработная плата не достигает среднего уровня по стране, также киваю в сторону компаний, предоставляющих экспедиторские услуги – эти услуги сегодня находятся на чрезвычайно низком уровне. Как следствие, мы имеем постоянно возникающие проблемы (часто несущие дополнительные финансовые растраты) на этапе передачи заказа покупателю, низкий уровень сервиса, низкий уровень доверия (уважения) между заказчиком и поставщиком. В заключении приведу пример наглядно демонстрирующий качества сотрудника-экспедитора при сдаче товара клиенту.
Заказ в сетевой магазин, на одном из этапов его формирования у поставщика вкрадывается ошибка – заказ покупателем сделан на 8 марта, при вводе в компьютер оператор поставщика ошибается и ставит его на 2 марта. При приемке на складе покупателя ошибка обнаруживается, заказчик отказывается его принимать, так как остатки на складах еще не нуждаются в пополнении. Какими словами экспедитору удалось убедить заказчика принять заказ, история умалчивает, но заказ был принят. Не берусь давать оценку этой ситуации с экономической точки зрения, так как налицо ошибка и поставщика и покупателя, последний из которых вправе был и, наверное, должен был, отказаться от заказа, но работу экспедитора оцениваю высоко.
НаУм, 03.03.2012 г.